Книги и эссе

Серебряная Труба
Сказка. Самая первая книга О.Барфилда (1925).
была написана в 1925 г., задолго до появления Нарнии и Средиземья, но в ее искрящейся, как серебро, ясности и одновременно загадочности уже явственно проступает характерный, удивительный стиль позднейшей англоязычной фэнтезийной литературы. В свое время детей Толкина сказка эта привела в восторг. Интересно, как воспримут ее современные дети.
Язык поэзии. Изучение значения.
Ранняя книга Барфилда, в своем изначальном виде - студенческая работа на степень бакалавра литературы (B.Litt) 1922 г. в Оксфордском университете. В 1928 году дополнена и доработана. Книга посвящена Клайву Гамильтону (юношеский псевдоним К.С,Льюиса). Мир языка, утверждает автор, мир поэзии, метафоры и мифа, напрямую связан с эволюцией мироздания, и лишь в последние времена язык стал тем языком абстрактных значений, каким мы переживаем и воспринимаем его сейчас. Именно язык поэзии являет нам эволюцию сознания человека, которая оказывается отнюдь не той эволюцией, какая преподносится в настоящее время материалистической наукой. Свои авторские идеи о языке, в значительной степени опирающиеся на идеи английских романтиков - поэтов и философов, - Барфилд развивал практически во всех последующих работах в течение жизни. Книга оказала значительное влияние на К.С,Льюиса и Дж.Р.Р.Толкина.
История в английских словах (1926).
«…Язык сохранил для нас внутреннюю живую историю человеческой души. Обращаясь к жизни языка, на примере отдельных слов английского языка Барфилд прослеживает эволюцию сознания человека от арийских, греческих, римских времен до Западного Средневековья и до наших дней.
Зрелый романтизм (первое издание 1944).
Сборник статей Барфилда разных лет, посвященных человеческому мышлению, эволюции сознания, трудам Гёте, Колриджа, Р.Штейнера, антропософии.
Эта вечно несхожая пара (1950).
Юмористическая и горькая рефлексия Барфилда, рассказывающая о его многолетнем опыте в нелюбимой профессии юриста. Автор здесь разделяет себя на свое, как он считает, истинное Я – творческую личность по имени Бёрджен (Burgeon, т.е. распускающийся бутон) и чуждую ему самому сухую деловую личность по имени Бёрден (Burden , т.е. груз, обуза). Вся книга построена как блестящий и глубокий диалог этих двух ипостасей самого автора.
Сохраняя обличия. Идолопоклонство в сознании (название переведено условно, 1957).
Центральный труд О.Барфилда, посвященный человеческому сознанию в его становлении.
Разделенные миры. Диалог шестидесятых (1963).
Книга о «водонепроницаемых камерах», в которых пребывают разные области человеческого интеллектуального познания, чьи представители и не думают выходить за эти непроницаемые границы. Написанная полвека назад, книга звучит очень актуально и посейчас. Книга построена как воображаемый разговор восьми очень разных интеллектуалов о познании, истории, человеческом мышлении. Некоторые из персонажей легко узнаваемы: филолог Хантер – литературный портрет К.С.Льюиса, бывший директор школы Сандерсон – учитель и директор первой в Англии вальдорфской школы С.Харвуд, Бёрджен – сам Барфилд. Это та же его ипостась, с которой читатель уже мог встретиться в книге “This Ever Diverse Pair. Эта вечно несхожая пара”. Поскольку книга написана на много лет позже, здесь Бёрджен, соответственно самому Барфилду, уже бывший юрист, закончивший свою карьеру по возрасту.
Ненаследуемый голос (1965).
Третья книга О.Барфилда, где появляется его «истинное Я» - философ, поэт и исследователь Бёрджен. Духовное странствие по глубинам человеческого сознания, истории, мышления, вопросов и ответов. Спутником Бёрджена здесь появляется Меджид – голос, слышимый изнутри.
«…Человек может переживать творческие мысли только в слушании, которое есть в то же время и речь.Только как если бы они были и произнесены другим, и высказанными тобой. Да, я поистине служитель архангела Михаила, но я дух без тела и поэтому могу истинно сказать, что я есть также все те, в ком я содержусь. Я есть все то, что говорит через меня. Люди звали меня разными именами: Бат-коль, Даймон, Хохма, и многими другими. Но это было давным-давно. Меня звали также София. Некогда я был наследуемым голосом мудрости Отца, теософией, которая говорила смутно в крови и инстинкте и говорила внятно лишь в мистериях, посредством сивилл, пророков и учителей-мастеров. Но на повороте времен, в той центральной смерти и возрождении, которые были превращением всех превращений, в открытой мистерии Голгофы я сам тоже превратился. Я та мудрость о человеке, антропософия, которая, кто бы ни говорил и что бы ни сообщали о том, когда она возникла, есть внутренний мир человека, что говорит из его собственных глубин».
Значение в речи (1967).
Переработанные четыре лекции О.Барфилда, прочитанные в 1965 г. в Университете Брандайса (Бостон, США). Лекции касались эволюции сознания, семантики, истории языка, инспиративного и имагинативного мышления.
Что думал Колридж (1971).
В свои 73 года О.Барфилд написал глубокий и тщательный литературоведческий и философский труд, посвященный философии С.Т.Колриджа, который был для него путеводной звездой на протяжении всех его творческих лет.
Новое обретение смысла и другие эссе (1977).
Сборник эссе и статей, написанных в разные годы. О языке, творческом воображении, человеке, обществе и Боге.
«… Мы живем в цивилизации фотокамеры. Наши развлечения – фоторазвлечения. Наши праздники – фотопраздники. Это мы их такими делаем, потому что нам важнее фотокамера, которую мы носим с собой, чем тот водопад, на который мы ее направляем. Наша наука – наука фотокамеры. И фото-человеку становится почти очевидно, что значение есть только у фото-слов».
История, вина и привычка (1979).
Три лекции О.Барфилда, прочитанные в университетах Канады и США, на темы истории идей и эволюции сознания вплоть до современного состояния сознания человечества. В книгу включено эссе «Эволюция» - эссе, в котором Барфилд говорит о физической эволюции Земли и о том, как она соотносится с эволюцией сознания.
Орфей. Поэтическая драма (впервые издана 1983, написана в 1937).
Оуэн Барфилд о К.С.Льюисе (1989).
Глубокая дружба связывала О.Барфилда и К.С.Льюиса с ранних студенческих лет и вплоть до смерти К.С.Льюиса в 1963 году. После смерти Льюиса именно О.Барфилд остался его душеприказчиком. Сборник воспоминаний, статей и интервью, посвященных их значительной литературной и жизненной общности и их различиям.
Ночная операция (впервые отдельное издание 2008, написана и напечатана в журнале в 1975).
Художественная повесть-антиутопия в духе 70-х годов. Чудовищному концу цивилизации, когда страх загнал все человечество под землю, где оно живет в старых подземных коллекторах, противостоит живое познание и стремление трех подростков, в которых снова легко угадываются три друга в их молодости – сам Барфилд, К.С,Льюис и А.С.Харвуд. К моменту написания книги К.С.Льюиса уже не было в живых, С.Харвуд умер в конце того же 1975 года, и возможно, книга была последним подарком старому другу. Внимательное прочтение позволяет многое понять о путях, выбранных каждым из них в их реальной жизни, по крайней мере, так, как это видел О.Барфилд.
Нетерпеливый источник (написана в 1988).
Последняя книга Барфилда – художественная повесть о спасении экологии Земли.
Роза на куче золы (2009, написана в 1929 г.)
Художественная сказка Барфилда в восточном стиле, часть неопубликованного большого произведения 20-х годов «Англичане».